История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.
Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.
Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки. С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов. От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.
Классификация узлов
В настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.
Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:
- «knot»;
- «hitch»;
- «bend».
По этой терминологии, узлы классифицируются:
- первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
- вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
- третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.
Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).
Основные морские узлы
Булинь
Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:
- страховки;
- швартовки;
- креплению к предметам (гаку, кольцу);
- связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.
Схема вязки:
- Делается петля.
- Ходовой конец проводится сквозь нее.
- После чего заводится за коренную часть.
- Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
- Производится тугое затягивание.
Восьмерка
Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).
Способ завязывания:
- Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
- Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
- С усилием затягивается.
Удавка
Используется для закрепления и подъема груза на высоту.
Принцип завязывания:
- Груз обносится ходовой частью троса.
- Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
- Для большей надежности используют удавку со шлагом.
Штык
Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.
Вяжется следующим образом:
- Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
- Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
- Процедура повторяется.
Такой узел можно выполнить со шлагом:
Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.
Рыбацкий штык
Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.
Прямой
Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.
Вяжется:
- Основные части троса соединяются.
- Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
- Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.
Воровской
Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.
https://youtu.be/vA0dQhUIfpE
Тёщин и Бабий узел
Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.
Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.
Как вам статья?